Русская Православная Церковь.    Белорусский Экзархат 
Белорусская Православная Церковь
Приход храма в честь святителя Лаврентия, епископа Туровского, затворника Печерского, чудотворца
макет храма свт. Лаврентия
в агрогородке Щомыслица Минского района. Республика Беларусь.
   Святителю отче Лаврентие, моли Бога о нас!   
 

Ресурсы сайта

Главная
Последние обновления сайта
Храм
Расписание богослужений
  Акафист Петру и Февронии
Как к нам доехать
Фотоальбом прихода
  Приходской листок
  Паломнические поездки
  Библиотека прихода
Построим храм вместе!
Именной кирпич
  Колокольня и колокола
Святитель Лаврентий
Из жития свт. Лаврентия
Иконы свт. Лаврентия
О Киево-Печерской Лавре
Молитвы свт. Лаврентию
Мир вокруг нас
Агрогородок Щомыслица
Православие в Беларуси
Православные праздники-2011

 

О Киево-Печерской Лавре

Пещеры Киево-Печерской Лавры >>>
Акафист всем преподобным Киево-Печерским >>>
Молитвы всем преподобным Киево-Печерским >>>

Существует несколько мнений о том, когда именно преподобный Антоний поселился в одной из Варяжских пещер, составляющих часть нынешних Дальних пещер, но большинство ученых относят это событие к 1051 г. И именно эту дату принято считать датой основания Киево-Печерского монастыря.

Когда вокруг преподобного Антония собралось 12 иноков, были устроены новые келии, началась перестройка нынешних Дальних пещер.

В 1057 г. преподобный Антоний, стремившийся к уединению, старшим среди братии поставил преподобного Варлаама, который стал первым киевопечерским игуменом. Сам же он переселился на другой склон, где ископал для себя новую подземную келью - ныне Ближние пещеры. Но и здесь вскоре возле преподобного Антония собрались иноки. Так возникли два комплекса пещер подземного монастыря: Ближние, или Антониевы и Дальние, или Феодосиевы.

При игуменстве преподобного Феодосия в 1060-1062 гг. над Дальними пещерами был построен деревянный монастырь, куда и братия перешла из пещер. Численность ее составляла около 100 человек, что было весьма много даже для греческих монастырей.

Необходим был устав — свод правил, регулирующих жизнь монастыря. Поэтому преподобный Феодосий послал одного из иноков в Константинополь к скопцу Ефрему, чтобы тот переписал Студийский устав и принес его в Киев. В это же время в Киев прибыл митрополит Георгий, и с ним — один из иноков Студийского монастыря Михаил, сопровождавший его и передавший монастырю монашеский устав. На основании этих двух вариантов и был создан устав Печерского монастыря. Следует отметить, что в отличие от Дальних пещер на Ближних пещерах в Древнерусский период наземного монастыря не было.

По завершении строительства Успенского собора в середине 70-х гг. XI в. центр Печерского монастыря смещается на территорию нынешней верхней Лавры. В "ветхом" монастыре осталась только незначительная часть иноков. Ближние и Дальние пещеры стали местом уединения подвижников и местом погребения умершей братии. Первым погребением в Ближних пещерах было погребение преподобного Антония в 1073 г., а в Дальних — преподобного Феодосия в 1074 г.

Немецкий ученый Л.Н.Гитц в своем труде по истории Киево-Печерского монастыря отмечает, что обычай погребать иноков в пещерах был заведен при игуменстве преподобного Никона, который принес его из Тмутаракани. Но чин погребения в пещерах есть в Студийском уставе. Он существенно отличается от обычного чина христианского погребения. Так, умершему обшивали тканью открытые части тела, складывали руки на груди, накрывали лицо, клали на доску и без гроба закладывали в специально выкопанную локулу. Со стороны пещерного коридора локула закрывалась иконой или замуровывалась. Через три года ее открывали. Если тело истлело, это было знаком того, что инок вел праведную жизнь: черепа собирали отдельно, кости отдельно. Если же тело оставалось неистлевшим, то локула опять закрывалась и за инока молились. Спустя два года локулу снова открывали. Но в Киеве эта традиция прервалась, так как тление тела после погребения здесь было обычнм явлением. Господь же прославил в Печерском монастыре Своих угодников нетлением мощей, что явилось чудом. Вот как описывает мощи преподобного Феодосия Печерского преподобный Нестор Летописец, который был участником их открытия: "... лежат мощи его, но суставы не распались, и волосы на голове слиплись".

Нам известны также и одиночные погребения иноков в пещерах, в частности мы знаем, что преподобный Феодосий Печерский был похоронен в своей келье.

В 1240 г. орды хана Батыя разрушили Киев, а вместе с ним — и Киево-Печерский монастырь. Сведения о пещерах, относящиеся к этому времени довольно скудны. Известно лишь, что лаврские пещеры опять на долгое время становятся местом обитания иноков, а также местом погребения защитников Киева. В Ближних пещерах есть большие ниши, заполненные человеческими костями, которые предположительно являются такими захоронениями.

Период второй половины XIII конца XVI веков в исторической науке остается неизученным, что объясняется отсутствием письменных источников. Практически никаких документов этого периода об истории пещер до наших дней не дошло. Отдельные свидетельства, дошедшие до нас относятся в основном к XVI— началу XVII века. Весьма интересны описания лаврских пещер, такими путешественниками, как инок Зосима (1420 г.), князь Андрей Владимирович, барон Сигизмунд Герберштейн (1486-1563), Александр Гваньини (1538-1614), Мартин Груневич (1559 - после 1606), Станислав Сарницкий. Но особенно интересны записки Эриха Лясоты (род. ок. 1550 г.), который состоял на службе у императора Рудольфа II и по его поручению ездил в 1594 г. с посольством к запорожским казакам. Находясь в Киеве, он посетил Печерскую Лавру, оставив об этом воспоминания. В частности, он пишет, что пещеры имеют много ходов, "которые бывают в рост человека, а кое-где такие низкие, что надо нагибаться, но они такие широкие, что двое могут разминуться... Вход отделан почти так же, как это бывает при входах в шахты". В Ближних пещерах Эрих Лясота обратил внимание на две подземные церкви, "в которых каждую субботу служится обедня".

Интересно и то, что в писании размеров пещер иностранцами встречаются и явные преувеличения. Так, итальянец Александр Гваньини в 1581 г. писал, что в Киеве, кроме следов минувшего величия, есть подземные пещеры, выкопанные на огромные расстояния, "как свидетельствуют некоторые, на 80 миль". А польский летописец и географ Станислав Сарницкий утверждал, что пещеры тянутся "аж до Новгорода Великого".

Наиболее интересные сведения о лаврских пещерах оставил украинский писатель первой половины XVII века Афанасий Кальнофойский в книге "Тератургима". Он обстоятельно описал пещеры и прибавил к своему описанию схематические планы. Хотя эти планы не имеют масштаба и не указывают направления и точной длины пещер, они представляют собой несомненную историческую ценность, так как являются первыми известными науке картографическими изображениями лаврских пещер. Фактически с этого времени начинается картографическая летопись пещер Киево-Печерской Лавры.

В ХХ в. картографические изображения Ближних и Дальних пещер изучались наряду с их археологическими исследованиями.

Археологические исследования Ближних и Дальних пещер проводились в годы советской власти, когда Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра не функционировала как монастырь, а была преобразована в "центр" атеистической пропаганды.

Археологические раскопки проводились в 1934, 1937, 1968-1969, 1979, 1988 годах. Раскопки имели не только научную, но и пропагандистскую антирелигиозную направленность. В них участвовали антропологические комиссии, "которые раскрывали гробницы с мощами в 1922 и 1939 годах" и установили, "что в гробницах были перемешаны кости людей, похороненных в пещерах в разные периоды существования монастыря, а не "нетленные мощи святых", как утверждали монахи".

На территории Лавры была устроена выставка "История лаврских пещер", оскверняющая не только такую святыню как Киево-Печерская Лавра, но и чувства сотен тысяч православных христиан. Среди материалов ее были "различные планы пещер, которые свидетельствуют о перестройках и приспособлении их монахами для массового посещения богомольцев; культовые предметы, применявшиеся как "целебные средства" (металлическая шапка Иоанна Многострадального, так называемые "мироточивые главы" — обычные человеческие черепа, которые монахи выдавали за главы неизвестных святых; эти головы якобы выделяли целебное миро), вериги — железные цепи, которые носили на теле фанатики, и другие экспонаты".

Экскурсоводы Киево-Печерского государственного историко-культурного заповедника, водя экскурсантов по пещерам, рассказывали в духе атеистической пропаганды о "научных данных о мумификации, т.е. высыхании трупов, и особых природных условиях лаврских пещер, которые способствовали этому естественному и распространенному явлению".

Верующие могли попасть в пещеры только присоединившись к таким экскурсионным группам. Они старались отставать от толпы. Чтобы приложиться к святым мощам, попросить у преподобных исцеления и заступничества перед Богом.

Производились ли попытки в атеистическое время раскопать место погребения преподобного Антония?

Начнем с того, что еще в средневековье делались попытки найти мощи преподобного Антония Печерского. До наших дней сохранилось несколько рассказов о его мощах. Так, немец Эрих Лясота, о котором уже говорилось выше, посетивший Киев в 1594 г., записал рассказ инока, который водил его по пещерам. Из этого рассказа нам известно, что когда приближалась кончина преподобного Антония и он простился с братией, внезапно между ним и иноками обвалилась земля. Иноки хотели откопать мощи преподобного, но из-под земли вырвалось пламя и отогнало их. Они решили отойти влево и копать там, но на них обрушился поток воды. Следы огня и воды за иконой преподобного Антония, стоящей на том месте, где обвалилась земля, видны и по сей день.

Что же касается мощей второго основателя Лавры — преподобного Феодосия нам известно, что мощи его, которые иноки Печерского монастыря перенесли в 1091 г. в Успенский собор, были спрятаны в 1240 г. при угрозе нашествия орд хана Батыя. Шли годы, одно поколение печерских иноков сменялось другим, и место захоронения забылось. Нет и документальных свидетельств о том, предпринимались ли попытки обрести мощи преподобного Феодосия Печерского. Существует два предположения о том, где могли быть скрыты его мощи: первое — что они были погребены под спудом Успенского собора, что мало вероятно, и второе — что они погребены в Дальних пещерах. Подтвердить последнее предположение весьма сложно, поскольку Дальние пещеры и в наши дни остаются по сути археологически не изученными.

В годы советской власти делались попытки обнаружить мощи основателей Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, но так как они были неофициальными, то подтвердить документально результаты этих исследований не представляется возможным. Существует современное устное предание о том, что археологам, пытавшимся раскопать предполагаемое место погребения прподобного Антония помешали огненные искры, которые начали вдруг появляться во время раскопок.

По тем или иным причинам (возможно, еще не время) Господь не являет нам нетленные останки этих двух великих Своих угодников.

В 1988 г. была сделана сенсационная археологическая находка — открыта, по Божией милости, келья преподобного Феодосия Печерского рядом с подземной церковью Рождества Христова в Дальних пещерах. В прошлом году в фондах музея была найдена крышка от раки, в которой когда-то хранились мощи Преподобного Феодосия.

Времена меняются. Пришло время собирать камни святых алтарей. Канули в прошлое времена атеистического мракобесия. Перестроечные процессы, которые начались в обществе с 1985 г., дали возможность переосмыслить и демократизировать отношения между государством и Православной Церковью. В ознаменование 1000-летия Крещения Киевской Руси в 1988 и 1990 г. правительство УССР приняло решение о передаче нижней территории Киево-Печерского государственного историко-культурного заповедника Украинскому Экзархату Русской Православной Церкви. Первой, в 1988 г., была передана территория нынешних Дальних пещер.

Возобновление деятельности православного мужского монастыря на территории Дальних пещер ознаменовалось Божиим знамением — три мироточивые главы начали источать миро. Был проведен химический анализ образцов, "взятых из чаш с мироточивыми главами №26, №9, №4". "Химический анализ образцов был произведен в лаборатории кафедры биохимии Киевского медицинского института... Результаты анализа показали: все образцы являются высоко очищенными маслами, которые не имеют в себе примесей высших жирных кислот, что подтверждается отсутствием реакции стерификации и метилирования. Образцы хорошо растворялись в хлороформе и ацетоне и практически не растворялись в воде и метаноле. Низкая электропроводность образцов свидетельствует об отсутствии ионизированной среды (воды и ионизированных частиц). В образцах не выявлены неорганические фосфаты и ионы аммония (NH4OH, H3PO4), что свидетельствует об отсутствии процессов распада органических веществ, содержащих азот, и фосфатов. Исследование содержания белка (по Лоури) было проведено в водных вытяжках образцов.

Исследованием установлено, что образец №26 имеет 20 мг белка на 100 мг, образец №9 — 13 мг, а образец №4 — 73 мг. Такой показатель свойственен только живому организму". Феномен мироточивых глав ученые объяснить не могут. Для верующих же — это действие Божией благодати.

Пещеры Киево-Печерской Лавры >>>
Акафист всем преподобным Киево-Печерским >>>
Молитвы всем преподобным Киево-Печерским >>>

 

 

Евангелие от Марка (Мк. 8: 34)  «Кто хочет идти за Мною - отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».


Приход во имя святителя Лаврентия, епископа Туровского, чудотворца.
Минской епархии Белорусского экзархата Русской Православной Церкви.


2009
-
2012
год

223049 Республика Беларусь. Минский район, а/г Щомыслица, ул. Жуковского, 50.  Храм свт. Лаврентия Туровского.
Настоятель храма протоиерей Александр Викторович Головин.

обновлено 16 сентября 2010 года.

Сайт управляется системой uCoz